LIBERTAS INSPIRATIO PERFECTUM
Выдержки из статьи, подобных которой никогда не публикуют в журнале для родителей, или неадаптированное чтение на тему воспитания детей.
Педагог Бернхард Бюб, бывший директор элитной школы-интерната «Шлосс Салем» (Германия)
читать дальше«Я долгое время верил и считал, что для воспитания детей любовь важнее дисциплины. Мою книгу как раз и питала боль постоянно терпевшего неудачи отца и педагога. Я был приверженцем идеи, что детям нужно предоставлять максимально возможную свободу самоопределения, причем в максимально демократичной среде без всякой иерархии. Опыт показал, что я был не прав, и мне пришлось не без труда расстаться с прежними иллюзиями. Работая в Салеме, я все больше убеждался, что дисциплина — это основа воспитания.
Дисциплина открывает двери к счастью, которое дают человеку предпринятое усилие и успешный результат. Это чувство знакомо каждому, кому случалось победить в футбольном матче, безошибочно исполнить сонату или взобраться на вершину горы. К тому же дисциплина может оказать целительное воздействие на лишенных ориентиров детей, а таких сегодня очень много. Однажды я поставил школьника перед выбором: либо тебя исключают, либо ты на год отправляешься в английский интернат с очень строгими правилами. Он выбрал Англию. Сегодня мальчик учится успешно и с удовольствием. Ему, чтобы не сойти с пути, нужны были костыли и подпорки — правила и запреты. Он был безнадежным ребенком, а строгая дисциплина его излечила.
Креативность и солидарность подразумевают дисциплину. Чтобы творчески работать на занятиях, ученики должны уметь соблюдать порядок, концентрироваться и добросовестно работать. Они должны также признавать авторитеты и подчиняться им. Творческая работа с детьми оказывается в загоне, поскольку большинство ребят воспринимает своих учителей и родителей как аниматоров, которые в первую очередь должны их развлекать.
У нас, взрослых, нет консенсуса о том, как воспитывать детей. Каждый делает это так, как считает нужным. Большинство предпочитает по возможности избегать конфликтов. В 50-е годы все были едины в одном: у взрослых есть власть над детьми. Сегодня принято косо смотреть на родителей, которые пускают в ход свой авторитет. Поэтому из одного лишь чувства неловкости родители выполняют желания своего маленького отпрыска, который с воплями катается по полу в супермаркете. Для моих родителей такая ситуация означала бы, что началась анархия.
Безусловное повиновение — выражение из языка каких-то извергов, оно абсолютно неприемлемо в педагогике. Но такие понятия, как послушание и боязнь наказания, не следует исключать из педагогического процесса. Я считаю, что боязнь — полезное свойство, которое заставляет человека развиваться. Смутному страху перед произволом нет места в воспитательном процессе. Однако нет ничего плохого в том, что ребенок опасается получить наказание от отца за конкретный проступок.
Уважение тоже необходимо, но одного его мало. Страх — более сильная мотивация, с этим каждый день сталкиваются и взрослые. Если бы мы не боялись наказания, многие из нас не платили бы налогов. И если никто не ездит по населенным пунктам со скоростью 50 км/ч, то происходит это не потому, что мы так уж уважаем местных жителей. Мы сбавляем скорость, потому что боимся высоких штрафов.
Я считаю демократию в школьном самоуправлении полным абсурдом. Ни один подросток не научится жить по демократическим правилам только потому, что с 15 лет ходит на школьные выборы. В странах с давней демократической традицией — Франции и Англии — никому не придет в голову дать подросткам право принимать решения демократическим путем. Для этого нужна зрелость, равно как и для обращения с деньгами или для половой жизни. Законодатели постановили, что молодые люди могут принимать участие в выборах лишь с 18 лет. Я бы распространил это правило на демократию в школе, на алкоголь и сигареты. Нельзя ожидать от 16-летнего подростка, чтобы он принимал решения о том, что для него лучше. Оно ведет к тому, что молодые люди путают политику с борьбой за свои личные интересы. Оно формирует у школьников профсоюзный менталитет, так что в результате они сообща начинают требовать все больших свобод. Но воспитание свободного человека — это не предоставление ему всевозможных вольностей. Свобода — это та ценность, к которой приходят далеко не сразу, для нее нужна большая внутренняя дисциплина, неоднократное преодоление самого себя. Дети и молодежь постоянно путают свободу и независимость. Они не понимают, что свобода дается человеку ценой больших усилий.
Путь к самодисциплине — и, таким образом, к свободе — лежит через формальную дисциплину. Например, с 16-летней девушкой можно поспорить, стоит ли ей идти на дискотеку. Родители должны рассказать, какие опасности ее подстерегают, и уяснить себе, готова ли дочь им противостоять. Однако все остальное — наркотики, алкоголь, сигареты, половые отношения — 16-летней девушке нужно запретить: ей вовсе не обязательно перепробовать все виды секса, чтобы в дальнейшем свободно распорядиться своей половой жизнью. Вовсе не обязательно регулярно пить в возрасте 15 лет, чтобы понять, как относиться к спиртному. То же самое верно и для демократии.
Запрещать 15-летним подросткам употребление алкоголя, табака или наркотиков еще не означает вводить систему принуждения. Одна из больших проблем нашего общества заключается в том, что слишком многие молодые люди слишком рано сталкиваются с разнообразными искушениями. Далеко не всем родителям удается подготовить своих детей к встрече с этими опасными явлениями. Поэтому я выступаю за то, чтобы ввести обязательную проверку всех школьников на употребление наркотиков. Наказание не обязательно должно быть «смертной казнью», вроде исключения из школы в Салеме. Однако опыт говорит о том, что наиболее эффективна строгая кара. Те, кто знаком с американскими элитными школами-интернатами, поражаются тому, какой высокой степени подчинения там требуют от учеников.»
Полный текст: http://www.profile.ru/items/?item=20404
Педагог Бернхард Бюб, бывший директор элитной школы-интерната «Шлосс Салем» (Германия)
читать дальше«Я долгое время верил и считал, что для воспитания детей любовь важнее дисциплины. Мою книгу как раз и питала боль постоянно терпевшего неудачи отца и педагога. Я был приверженцем идеи, что детям нужно предоставлять максимально возможную свободу самоопределения, причем в максимально демократичной среде без всякой иерархии. Опыт показал, что я был не прав, и мне пришлось не без труда расстаться с прежними иллюзиями. Работая в Салеме, я все больше убеждался, что дисциплина — это основа воспитания.
Дисциплина открывает двери к счастью, которое дают человеку предпринятое усилие и успешный результат. Это чувство знакомо каждому, кому случалось победить в футбольном матче, безошибочно исполнить сонату или взобраться на вершину горы. К тому же дисциплина может оказать целительное воздействие на лишенных ориентиров детей, а таких сегодня очень много. Однажды я поставил школьника перед выбором: либо тебя исключают, либо ты на год отправляешься в английский интернат с очень строгими правилами. Он выбрал Англию. Сегодня мальчик учится успешно и с удовольствием. Ему, чтобы не сойти с пути, нужны были костыли и подпорки — правила и запреты. Он был безнадежным ребенком, а строгая дисциплина его излечила.
Креативность и солидарность подразумевают дисциплину. Чтобы творчески работать на занятиях, ученики должны уметь соблюдать порядок, концентрироваться и добросовестно работать. Они должны также признавать авторитеты и подчиняться им. Творческая работа с детьми оказывается в загоне, поскольку большинство ребят воспринимает своих учителей и родителей как аниматоров, которые в первую очередь должны их развлекать.
У нас, взрослых, нет консенсуса о том, как воспитывать детей. Каждый делает это так, как считает нужным. Большинство предпочитает по возможности избегать конфликтов. В 50-е годы все были едины в одном: у взрослых есть власть над детьми. Сегодня принято косо смотреть на родителей, которые пускают в ход свой авторитет. Поэтому из одного лишь чувства неловкости родители выполняют желания своего маленького отпрыска, который с воплями катается по полу в супермаркете. Для моих родителей такая ситуация означала бы, что началась анархия.
Безусловное повиновение — выражение из языка каких-то извергов, оно абсолютно неприемлемо в педагогике. Но такие понятия, как послушание и боязнь наказания, не следует исключать из педагогического процесса. Я считаю, что боязнь — полезное свойство, которое заставляет человека развиваться. Смутному страху перед произволом нет места в воспитательном процессе. Однако нет ничего плохого в том, что ребенок опасается получить наказание от отца за конкретный проступок.
Уважение тоже необходимо, но одного его мало. Страх — более сильная мотивация, с этим каждый день сталкиваются и взрослые. Если бы мы не боялись наказания, многие из нас не платили бы налогов. И если никто не ездит по населенным пунктам со скоростью 50 км/ч, то происходит это не потому, что мы так уж уважаем местных жителей. Мы сбавляем скорость, потому что боимся высоких штрафов.
Я считаю демократию в школьном самоуправлении полным абсурдом. Ни один подросток не научится жить по демократическим правилам только потому, что с 15 лет ходит на школьные выборы. В странах с давней демократической традицией — Франции и Англии — никому не придет в голову дать подросткам право принимать решения демократическим путем. Для этого нужна зрелость, равно как и для обращения с деньгами или для половой жизни. Законодатели постановили, что молодые люди могут принимать участие в выборах лишь с 18 лет. Я бы распространил это правило на демократию в школе, на алкоголь и сигареты. Нельзя ожидать от 16-летнего подростка, чтобы он принимал решения о том, что для него лучше. Оно ведет к тому, что молодые люди путают политику с борьбой за свои личные интересы. Оно формирует у школьников профсоюзный менталитет, так что в результате они сообща начинают требовать все больших свобод. Но воспитание свободного человека — это не предоставление ему всевозможных вольностей. Свобода — это та ценность, к которой приходят далеко не сразу, для нее нужна большая внутренняя дисциплина, неоднократное преодоление самого себя. Дети и молодежь постоянно путают свободу и независимость. Они не понимают, что свобода дается человеку ценой больших усилий.
Путь к самодисциплине — и, таким образом, к свободе — лежит через формальную дисциплину. Например, с 16-летней девушкой можно поспорить, стоит ли ей идти на дискотеку. Родители должны рассказать, какие опасности ее подстерегают, и уяснить себе, готова ли дочь им противостоять. Однако все остальное — наркотики, алкоголь, сигареты, половые отношения — 16-летней девушке нужно запретить: ей вовсе не обязательно перепробовать все виды секса, чтобы в дальнейшем свободно распорядиться своей половой жизнью. Вовсе не обязательно регулярно пить в возрасте 15 лет, чтобы понять, как относиться к спиртному. То же самое верно и для демократии.
Запрещать 15-летним подросткам употребление алкоголя, табака или наркотиков еще не означает вводить систему принуждения. Одна из больших проблем нашего общества заключается в том, что слишком многие молодые люди слишком рано сталкиваются с разнообразными искушениями. Далеко не всем родителям удается подготовить своих детей к встрече с этими опасными явлениями. Поэтому я выступаю за то, чтобы ввести обязательную проверку всех школьников на употребление наркотиков. Наказание не обязательно должно быть «смертной казнью», вроде исключения из школы в Салеме. Однако опыт говорит о том, что наиболее эффективна строгая кара. Те, кто знаком с американскими элитными школами-интернатами, поражаются тому, какой высокой степени подчинения там требуют от учеников.»
Полный текст: http://www.profile.ru/items/?item=20404
Ребёнку можно редоставить свободу, когда это уже взрослый самостоятельный ребёнок... когда воспитание уже принесло свои плоды и ребёнок думает своей головой!!!
На данный момент мне кажется, что даже спустя 20 лет, я так и не приду к четкому выводу, в каких пропорциях стоит делить воспитательный процесс на любовь и требование подчинения.
Я думаю, что к этим командам непремнно следует добавить четвёртую "фу", воспитательный процесс от этого только выиграет. Потому как ребенок в первые годы своей жизни придерживается того же принципа, что и весь остальной животный мир: поныхал - съел - отравился.
Такса на данный момент ушла в развитии далеко вперед
а про детей - ну не будешь же, в самом деле, объяснять младенцу, почему нельзя есть эту каку или почему нельзя трогать горячий чайник. нельзя значит нельзя. главное, чтобы ребенок пример в родителях видел.
хехе... меня вот С. уже начал приучать потихоньку к незавидной материнской доли... не разбрасывай, говорит, вещи по квартире. убирай за собой сразу. а то детей воспитать не сможем - они тоже будут все разбрасывать. а я ему - а ты не ругайся матом при детях!
вот так и живем.
Это он на собственном опыте быстро научится!
В том то и дело, что в большинстве случаев, когда речь идет и безопасности ребенка (горячий чайник, электропровода и розетки, проезжая часть улицы и так далее до бесконечности), ребенку не нужен собственный опыт. Можко закрыть специальными замками все шкафы, перекрыть доступ в те или иные особо опасные зоны жилья, убрать подальше, где он не достанет колющие-режущие, острые и бьющиеся предметы, но от всего оградить не удастся. Здесь и должна проходить четкая граница "нельзя". Вот насколько всерьез она воспримется, зависит от авторитета родителей.
И так сказать, с некоторых пор я стала активно пожимать плоды сего. На будущий год тридцатник накроет, я оборачиваюсь посмотреть на некоторые события прожитой жизни и думаю, на кой черт они были мне нужны? Я уже сейчас думаю, какие методы воздействия мне искать, чтобы уберечь своего ребенка от ненужного отрицательного опыта? Некоторые школы жизни лучше проходить заочно (с)
Ой, ты знаешь, все это задним умом мы все понимали. Я вот тоже страдаю - чего это я немецкий не учила, как мама заставляла, чего это я музыкой не занималась как мама заставляла... ну и так далее.
Мои родители были не самыми лучшими воспитателями, но в некоторых случаях их пример показателен. Например, мне не запрещали курить. То есть мама однажды сказала: хочешь покурить, скажи мне, я дам тебе хорошие сигареты, чтобы ты всякую гадость не пробовала. Я ей, конечно же, не сказала, когда решила попробовать - ее хорошие сигареты - но и курить особо меня не тянуло после этого. Можно ведь - а не запретный плод не так уж сладок. Также было и с алкоголем. Даже лучше, ибо папин пример у меня на всю жизнь привил ненавить к крепким напиткам.